Страница обновлена 04.03.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" г.Переславль-Залесский.

Страница обновлена 04.03.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" г.Переславль-Залесский.

Организация работы по наставничеству в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка"

Роль наставничества в современном образовании

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;

– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: 

– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Документы федерального значения

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" ознакомиться
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") ознакомиться

Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися)
ознакомиться
Документы регионального значения
Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"
(Зарегистрирован 29.07.2022 № 10-12647)
ознакомиться
Уровень образовательной организации
Положение о системе наставничества педагогических рвботников
 МДОУ "Детский "Дюймовочка"
ознакомиться
Приказ об утверждении Положение о системе наставничества педагогических работников  ознакомиться
План мероприятий (дорожная карта) по наставнчеству на 2022- 2023 учебный год ознакомиться

Приказ об организационном комитете и плане мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к Году педагога и наставника на 2023 г.

План мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к Году педагога и наставника на 2023 г.

Информация о мероприятиях, проведенных в 2023 году в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»  в рамках Года педагога и наставника

ознакомиться

ознакомиться

ознакомиться

Программа организации наставничества в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» «Успешный педагог»

ознакомиться
В 2023-2024 году наставнических пар в МДОУ нет  
Договор о сотрудничестве между МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» и МДОУ «Детский сад «Звёздочка» ознакомиться

Персонализированный тематический план на 2022-2023 учебный год воспитателя-наставника Бахаревой Н.В. и воспитателя Рожковой А.А. по педагогическому просвещению  молодого педагога

Анализ работы педагога-наставника Бахаревой Натальи Викторовны с молодым специалистом Рожковой Анной Александровной за 2022-2023 уч. год.

ознакомиться

ознакомиться

База наставляемых МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» ознакомиться
База наставников МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» ознакомиться

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Институт наставничества перейти

Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ»

перейти
Центр непрерывного повышения педагогического матсерства  ЦНППМ Ярославкой области перейти
Национальный ресурсный центр наставничества перейти
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе перейти
Школа наставничества перейти
Всероссийский форум «НАСТАВНИК» перейти

17.01.2024

Закрытие Года педагога и наставника

Сегодня на Торжественном закрытии Года педагога и наставника педагоги нашего детского сада, руководители городских методических объединений Герасимова С.В. и Норенко Н..В были награждены благодарственными письмами Управления образования Администрации г.Пересоавля-Залесского. В ходе мероприятия чествовали и педагогические династии , от нашего учреждения  педагогическая династия была представлена воспитателем Норенко Надеждой Викторовной. А также были награждены наши педагоги, призеры муниципального конкурса "Педагогические таланты земли Переславской", конкурсные работы которых украсили выставку.

22.12.2023

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Наставничество в дошкольном учреждении»

Старший воспитатель Холмова Ю.В. стала победителем Всероссийского  профессионального педагогического конкурса «Наставничество в дошкольном учреждении», в рамках Года педагога и наставника, где представила Программау организации наставничества "Успешный педагог"  

28.08.2023

Методические мастерские в рамках августовской педагогической конференции «Пути повышения качества дошкольного образования»

 Педагог-наставник Бахарева Н.В. представила опыт работы по теме "Новые модели наставничества в практике сопровождения молодого педагога" в ходе организации  Методических мастерских  в рамках августовской педагогической конференции «Пути повышения качества дошкольного образования». в своем выступлении Наталья Викторовна отметила , что тема наставничества - одна из центральных в Национальном проекте «Образование» и в федеральном проекте «Учитель будущего», что роль наставничества заключается не только в профессиональном развитии сотрудников, но и в обеспечении связи поколений, передачи культурных традиций, повышении сплоченности коллектива, усилении мотивации сотрудников. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи ускорения социального и профессионального опыта. А технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.

Ознакомиться с презентацией

03.04.2023

Читаем Ушинского...

Всероссийская акция Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского» приурочена к «Году педагога и наставника» и 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Акция призвана способствовать привлечению большего числа Участников к вдумчивому и творческому осмыслению педагогического наследия классиков российской педагогики. А также побуждает к знакомству с творчеством К. Д. Ушинского, прочтению основных произведений для дальнейшего осмысления и практического применения их в образовании и воспитании.

Педагоги МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» подробно изучили статью Ушинского «О пользе педагогической литературы». Ушинский в своей статье «О пользе педагогической литературы» показал, что разработка вопросов воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой. Проблема соотношения научного и творческого в педагогике становится одной из главных проблем. Главная цель воспитания, по его мнению, — духовное развитие человека, достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Как же актуальна его статья спустя 166 лет!

Педагоги МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» присоединяются к Всероссийской акции «Читаем Ушинского»

 

23.03.2023

Концерт, посвященный Году Педагога и наставика

2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. 

В честь этого 23.03.2023 в Доме культуры наши педагоги-наставники посетили Торжественное открытие Года педагога и наставника в Переславле, где смогли насладиться вокальными и танцевальными номерами творческих коллективов нашего города.  Этим подчеркнули особый статус профессии, миссии людей, избравших делом своей жизни воспитание и образование подрастающего поколения, чтобы было понятно, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей мечте молодые люди.

14.03.2023

Взаимопосещение занятий

В нашем детском саду создана наставническая пара: наставник с большой буквы Бахарева Наталья Викторовна и ее коллега, начинающий воспитатель Рожкова Анна Александровна.  Оба педагога трудятся на одной группе, это очень удобно и эффективно работает. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик. Часто воспитатели проводят совместные мероприятия, как с детьми, так и с родителями, естественно, и готовятся к ним вместе. Продуктивно проходят и взаимопосещения занятий, в ходе которых воспитатели обсуждают методы и приёмы работы с детьми данного возраста, эффективность занятия в целом.

Наставник Бахарева Н.В. посетила занятие по рисованию "Лучики для солнышка" в группе раннего возраста, в ходе которго Анна Александровна провела дидактическую игру "Лучики солнца" и занятие по конструированию  "Будка для собачки" во время которой проводилась с детьми подвижная игра "Лохматый пёс".

06.03.2023

Выставки рисунков «Мой любимый воспитатель»

В рамках реализации плана мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника и в связи с Международным женским днём в дошкольных группах "Орешек и "Колокольчик" развернулись  выставки рисунков «Мой любимый воспитатель».
Все портреты уникальны и неповторимы, выполнены в разных стилистических техниках. Дети развивали умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека, искренне, от всего сердца старались удивить, порадовать и поздравить любимых воспитателей!

 

16.02.2023

Организация наставничества в МДОУ

Тема наставничества - одна из центральных в Национальном проекте «Образование» и в федеральном проекте «Учитель будущего», по итогам которого к 2024 году не менее 70% молодых педагогов в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года.  Система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Тема наставничества всегда присутствовала в жизни ДОУ, но она носила бессистемный характер. Создание целевой модели наставничества в МДОУ  позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов. При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.

Несмотря на то, что мы еще в начале пути реализации системного подхода наставничества, можем смело говорить о некоторых положительных результатах: разработана модель наставнической работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких  специалистов и  администрации учреждения; применяются эффективные  формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста; молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога  формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,  гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс.