Организация работы по наставничеству в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Роль наставничества в современном образовании
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Документы федерального значения |
|
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" | ознакомиться |
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") | ознакомиться |
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися) |
ознакомиться |
Документы регионального значения | |
ознакомиться | |
Уровень образовательной организации | |
Положение о системе наставничества педагогических рвботников МДОУ "Детский "Дюймовочка" |
ознакомиться |
Приказ об утверждении Положение о системе наставничества педагогических работников | ознакомиться |
План мероприятий (дорожная карта) по наставнчеству на 2022- 2023 учебный год | ознакомиться |
Приказ об организационном комитете и плане мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к Году педагога и наставника на 2023 г. План мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к Году педагога и наставника на 2023 г. Информация о мероприятиях, проведенных в 2023 году в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» в рамках Года педагога и наставника |
|
Программа организации наставничества в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» «Успешный педагог» |
ознакомиться |
В 2023-2024 году наставнических пар в МДОУ нет | |
Договор о сотрудничестве между МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» и МДОУ «Детский сад «Звёздочка» | ознакомиться |
Персонализированный тематический план на 2022-2023 учебный год воспитателя-наставника Бахаревой Н.В. и воспитателя Рожковой А.А. по педагогическому просвещению молодого педагога Анализ работы педагога-наставника Бахаревой Натальи Викторовны с молодым специалистом Рожковой Анной Александровной за 2022-2023 уч. год. |
|
База наставляемых МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» | ознакомиться |
База наставников МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» | ознакомиться |
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Институт наставничества | перейти |
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ» |
перейти |
Центр непрерывного повышения педагогического матсерства ЦНППМ Ярославкой области | перейти |
Национальный ресурсный центр наставничества | перейти |
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе | перейти |
Школа наставничества | перейти |
Всероссийский форум «НАСТАВНИК» | перейти |
Закрытие Года педагога и наставника
Сегодня на Торжественном закрытии Года педагога и наставника педагоги нашего детского сада, руководители городских методических объединений Герасимова С.В. и Норенко Н..В были награждены благодарственными письмами Управления образования Администрации г.Пересоавля-Залесского. В ходе мероприятия чествовали и педагогические династии , от нашего учреждения педагогическая династия была представлена воспитателем Норенко Надеждой Викторовной. А также были награждены наши педагоги, призеры муниципального конкурса "Педагогические таланты земли Переславской", конкурсные работы которых украсили выставку.
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Наставничество в дошкольном учреждении»
Старший воспитатель Холмова Ю.В. стала победителем Всероссийского профессионального педагогического конкурса «Наставничество в дошкольном учреждении», в рамках Года педагога и наставника, где представила Программау организации наставничества "Успешный педагог"
Методические мастерские в рамках августовской педагогической конференции «Пути повышения качества дошкольного образования»
Педагог-наставник Бахарева Н.В. представила опыт работы по теме "Новые модели наставничества в практике сопровождения молодого педагога" в ходе организации Методических мастерских в рамках августовской педагогической конференции «Пути повышения качества дошкольного образования». в своем выступлении Наталья Викторовна отметила , что тема наставничества - одна из центральных в Национальном проекте «Образование» и в федеральном проекте «Учитель будущего», что роль наставничества заключается не только в профессиональном развитии сотрудников, но и в обеспечении связи поколений, передачи культурных традиций, повышении сплоченности коллектива, усилении мотивации сотрудников. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи ускорения социального и профессионального опыта. А технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.
Ознакомиться с презентацией
Читаем Ушинского...
Всероссийская акция Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского» приурочена к «Году педагога и наставника» и 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Акция призвана способствовать привлечению большего числа Участников к вдумчивому и творческому осмыслению педагогического наследия классиков российской педагогики. А также побуждает к знакомству с творчеством К. Д. Ушинского, прочтению основных произведений для дальнейшего осмысления и практического применения их в образовании и воспитании.
Педагоги МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» подробно изучили статью Ушинского «О пользе педагогической литературы». Ушинский в своей статье «О пользе педагогической литературы» показал, что разработка вопросов воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой. Проблема соотношения научного и творческого в педагогике становится одной из главных проблем. Главная цель воспитания, по его мнению, — духовное развитие человека, достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Как же актуальна его статья спустя 166 лет!
Педагоги МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» присоединяются к Всероссийской акции «Читаем Ушинского»
Концерт, посвященный Году Педагога и наставика
2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
В честь этого 23.03.2023 в Доме культуры наши педагоги-наставники посетили Торжественное открытие Года педагога и наставника в Переславле, где смогли насладиться вокальными и танцевальными номерами творческих коллективов нашего города. Этим подчеркнули особый статус профессии, миссии людей, избравших делом своей жизни воспитание и образование подрастающего поколения, чтобы было понятно, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей мечте молодые люди.
Взаимопосещение занятий
В нашем детском саду создана наставническая пара: наставник с большой буквы Бахарева Наталья Викторовна и ее коллега, начинающий воспитатель Рожкова Анна Александровна. Оба педагога трудятся на одной группе, это очень удобно и эффективно работает. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик. Часто воспитатели проводят совместные мероприятия, как с детьми, так и с родителями, естественно, и готовятся к ним вместе. Продуктивно проходят и взаимопосещения занятий, в ходе которых воспитатели обсуждают методы и приёмы работы с детьми данного возраста, эффективность занятия в целом.
Наставник Бахарева Н.В. посетила занятие по рисованию "Лучики для солнышка" в группе раннего возраста, в ходе которго Анна Александровна провела дидактическую игру "Лучики солнца" и занятие по конструированию "Будка для собачки" во время которой проводилась с детьми подвижная игра "Лохматый пёс".
Выставки рисунков «Мой любимый воспитатель»
В рамках реализации плана мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника и в связи с Международным женским днём в дошкольных группах "Орешек и "Колокольчик" развернулись выставки рисунков «Мой любимый воспитатель».
Все портреты уникальны и неповторимы, выполнены в разных стилистических техниках. Дети развивали умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека, искренне, от всего сердца старались удивить, порадовать и поздравить любимых воспитателей!
Организация наставничества в МДОУ
Тема наставничества - одна из центральных в Национальном проекте «Образование» и в федеральном проекте «Учитель будущего», по итогам которого к 2024 году не менее 70% молодых педагогов в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года. Система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Тема наставничества всегда присутствовала в жизни ДОУ, но она носила бессистемный характер. Создание целевой модели наставничества в МДОУ позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов. При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.
Несмотря на то, что мы еще в начале пути реализации системного подхода наставничества, можем смело говорить о некоторых положительных результатах: разработана модель наставнической работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения; применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста; молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс.